ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 01RS0007-01-2024-001888-84 |
Дата поступления | 18.10.2024 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Судья | Чич Анзор Хазэрович |
Дата рассмотрения | 19.05.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | Теучежский районный суд |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 18.10.2024 | 14:30 | 18.10.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 18.10.2024 | 16:15 | 18.10.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 18.10.2024 | 17:00 | Административное исковое заявление принято к производству | 26.10.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 18.10.2024 | 17:20 | 26.10.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 13.11.2024 | 09:30 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 26.10.2024 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 13.11.2024 | 09:40 | 13.11.2024 | ||||||
Судебное заседание | 26.11.2024 | 10:00 | Отложено | неявка надлежащим образом извещенных кого-либо из участников судебного разбирательства | 13.11.2024 | ||||
Судебное заседание | 06.12.2024 | 09:30 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 05.12.2024 | ||||
Судебное заседание | 16.12.2024 | 10:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 13.12.2024 | ||||
Судебное заседание | 20.01.2025 | 10:00 | Рассмотрение дела начато с начала | иные причины | 28.12.2024 | ||||
Подготовка дела (собеседование) | 05.02.2025 | 10:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 24.01.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 05.02.2025 | 15:00 | 10.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 21.02.2025 | 10:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 10.02.2025 | ||||
Судебное заседание | 07.03.2025 | 11:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 21.02.2025 | ||||
Судебное заседание | 18.03.2025 | 11:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 07.03.2025 | ||||
Судебное заседание | 22.04.2025 | 10:00 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 20.03.2025 | ||||
Судебное заседание | 19.05.2025 | 14:00 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 10.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Иванцова Елена Васильевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | УФНС России по Республике Адыгея |
УИД 01RS007-01-2024-000886-83 дело № 2а-175/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2025года г. Адыгейск
Теучежский районный суд в составе председательствующего судьи Чич А. Х.,
при секретаре Джамирзе З. Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление УФНС России по Республике Адыгея к Иванцовой ФИО7 о взыскании обязательных платежей и санкций и встречное административное исковое заявление Иванцовой ФИО8 к УФНС России по Республике Адыгея,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Республике Адыгея обратилось в суд после отмены судебного приказа с административным иском к Иванцовой Е. В. о взыскании недоимки по налогу на сумму отрицательного сальдо в размере 45 842 руб., по пене в размере 14 126,49 руб.
В обосновании административного иска указано, что Иванцова Е. В. состояла на налоговом учете в качестве адвоката. В соответствии со статьей 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, адвокатами производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками на позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Размер страховых взносов определен статьей 430 Кодекса.
Обязанность по уплате страховых взносов за 2023 год административным ответчиком не исполнена.
14.03.2024 г. мировым судьей судебного участка № 2 Теучежского района вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика недоимки по налогам и пени, 22.05.2024 г. данный судебный приказ отменен.
УФНС России по республике Адыгея обратилось в суд с настоящим административным иском после отмены судебного приказа.
Кроме того, УФНС России по Республике Адыгея обратилось в суд после отмены судебного приказа с административным иском к Иванцовой Е. В. о взыскании недоимки по налогу на сумму отрицательного сальдо в размере 3690,11 руб., по пене в размере 7308,35 руб.
В обосновании административного иска указано, что Иванцова Е. В. состояла на налоговом учете в качестве адвоката. В соответствии со статьей 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, адвокатами производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками на позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Размер страховых взносов определен статьей 430 Кодекса. Обязанность по уплате страховых взносов за 2019 год административным ответчиком не исполнена.21.03.2024 г. мировым судьей судебного участка № 2 Теучежского района вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика недоимки по налогам и пени, 17.05.2024 г. данный судебный приказ отменен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 КАС РФ, указанные дела объединены в одно производство.
УФНС России по Республике Адыгея обратилось в суд с настоящим административным иском после отмены судебного приказа.
При этом административным ответчиком предъявлен встречный иск, с учетом уточнений Административный ответчик (административный истец по встречному иску) просит:
- признать незаконными следующие действия административного ответчика (административного истца по первоначальному административному иску): включения задолженности по налогу на доходы с физических лиц за 2018 - 2019 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2019 год, транспортному налогу и налогу на имущество, а также начисленных на них пеней в лицевой счет налогоплательщика, а затем в единый налоговый счет Иванцовой Е. В.; действия административного ответчика по взысканию задолженности путем обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа без проведения камеральной проверки.
-Обязать административного Ответчика отозвать из службы судебных приставов по г. Адыгейску и Теучежскому району судебные приказы: от 26.04.2022 г. № 2А-270/2022-4; от 14.04.2021 г. № 2А-66/2021-1, от 24.01.2024 г. № 2А-224/2024, от 12.10.2023 г. № 2А-2585/2023, от 22.11.2022 № 2А-802/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-290/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-271/2022-4, от 03.06.2024 № 2А-2401/2024, от 19.09.2024 № 2А-4249/2024, от 16.07.2024 № 2А-3002/2024
-Признать незаконным начисления:
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года(Документ – основание № 337385153-1 от 31.12.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 32 448 рублей.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года (Документ – основание № 337385160-1 от 31.12.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 32 448 рублей.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года (Документ – основание № 337385144-1 от 02.07.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 3 690 рублей 11 копеек.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года(Документ – основание № 337385142-1 от 02.07.2019 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 3 481 рубль 63 копейки.
-Штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации) КБК 18211605160010002140 – сумма 500 рублей.
-Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 28 682 рубля 43 копейки.
- Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 17 185 рублей.
- Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 16 286 рублей.
В обоснование заявленных требований истец по встречному иску Иванцова Е.В. указывает, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ямало – Ненецкому автономному округу в 2020 году обратилась в Новоуренгойский городской суд с иском к Иванцовой Е. В. о взыскании задолженности по налогу и пеням, а именно: о налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ: налог за 2018 год в размере 52 000 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 5 840 рублей, пеня в размере 12,07 рублей за период с 28.01.2019 г. по 04.02.2019 г., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ за расчетные период, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 26545 рублей, пеня в размере 54, 86 рублей за период с 28.01.2019 г. по 04.02.2019 года на общую сумму 84 451, 93 рублей. Впоследствии исковые требования налоговым органом были уточнены. Налоговым органом по результатам камеральной проверки были уменьшены исковые требования до 52 000 задолженности по НДФЛ за 2019 год, со сроком уплаты в 2020 году. Решением Новоуренгойского городского суда от 10 июня 2020 года данные требования были удовлетворены. Присужденная судом задолженность была погашена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 23 от 15.09.2020 года. Решение вступило в законную силу.
Представитель административного истца, надлежаще извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть настоящее дело без участия представителя УФНС России по РА.
Административный ответчик (истец по встречному иску), надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил в суд возражения на основании доводов которых просит, отказать в удовлетворении требований административного истца, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу ч.2 ст.289 КАС РФ суд определил рассмотреть административный иск в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.3, ч.1 ст.23 НК РФ каждое лицо – налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст.400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 названного Кодекса.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным «законом» функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно п.2 ст.52 НК РФ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, впределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как указано в административном исковом заявлении налогоплательщику направлено налоговое требование от 16.05.2023 г. № 377 об уплате налога, в котором установлен срок исполнения до 15.06.2023 г. Итоговые суммы задолженности указанные в настоящем требовании равны:
- недоимка в размере 435 057,95 руб.;
- пени в размере 77 116,64руб.;
- штраф в размере 500 руб.
В установленный в требовании срок административный ответчик уплату налога не произвел.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной (общей) суммы налога или сбора. Процентная ставка применяется равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
П. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено взыскание налогов с физических лиц в судебном порядке.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Главой 11.1 КАС РФ регулируется производство по административным делам о вынесении судебного приказа, которое наделяет налоговые органы правом обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа (статья 123.2 КАС РФ).
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 286, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ следует, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В виду неуплаты налога, Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Иванцовой Е. В. денежных средств в судебный участок № 2 Теучежского района Республики Адыгея.
Мировым судьей судебного участка был вынесены судебные приказы №2а-1239/2024 от 14.03.2024г, № 2а-1399/2024 от 21.03.2024 г.. о взыскании с должника в пользу государства недоимок по налогам. Однако должник представил возражение относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, определениями от 22.05.2024 г. и 17.05.2024 г. соответственно судебные приказы были отменены.
В соответствии с ч.1 ст. 123.7 КАС РФ, судья отменил судебный приказ, так как от должника в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.
Административным ответчиком Иванцовой Е.В. суду представлены доказательства того, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ямало – Ненецкому автономному округу в 2020 году обратилась в Новоуренгойский городской суд с иском к Иванцовой Е. В. о взыскании задолженности по налогу и пеням, а именно: о налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ: налог за 2018 год в размере 52 000 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 5 840 рублей, пеня в размере 12,07 рублей за период с 28.01.2019 г. по 04.02.2019 г., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ за расчетные период, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 26545 рублей, пеня в размере 54, 86 рублей за период с 28.01.2019 г. по 04.02.2019 года на общую сумму 84 451, 93 рублей. Впоследствии исковые требования налоговым органом были уточнены. Налоговым органом по результатам камеральной проверки были уменьшены исковые требования до 52 000 задолженности по НДФЛ за 2019 год, со сроком уплаты в 2020 году. Решением Новоуренгойского городского суда от 10 июня 2020 года данные требования были удовлетворены. Присужденная судом задолженность была погашена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 23 от 15.09.2020 года.
Решение суда вступило в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
По запросу суда Административным истцом представлена справка № 2025-15367 от 06.03.2025 года о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, однако в данном ответе не усматривается решения вопроса корректности сумм задолженности по налогу.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что административный истец необоснованно просит взыскать с Иванцово й Е.В. недоимку по налогу на сумму отрицательного сальдо в размере – 49 532,11руб., по пене – 21 434,84 руб., так как доказательств подтверждающих сумму такой задолженности суду не представлено.
Вышеизложенное подтверждается материалами дела.
Административный истец не воспользовался правом предусмотренным ст. 46 КАС РФ, не уточнил основание и предмет административного иска. Административный ответчик не отказывается и не уклоняется от уплаты налогов, однако не разрешение УФНС России по РА вопросов относительно некорректных сумм задолженности по налогу, заставляет административного ответчика искусственно нарушать обязанность по уплате налогов.
В связи с изложенным, суд не находит законных оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При этом административным ответчиком Иванцовой Е.В. предъявлен встречный иск, который принят судом, с учетом уточнений Административный ответчик (административный истец по встречному иску) просит:
- признать незаконными следующие действия административного ответчика (административного истца по первоначальному административному иску): включения задолженности по налогу на доходы с физических лиц за 2018 - 2019 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2019 год, транспортному налогу и налогу на имущество, а также начисленных на них пеней в лицевой счет налогоплательщика, а затем в единый налоговый счет Иванцовой Е. В.; действия административного ответчика по взысканию задолженности путем обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа без проведения камеральной проверки.
-Обязать административного Ответчика отозвать из службы судебных приставов по г. Адыгейску и Теучежскому району судебные приказы: от 26.04.2022 г. № 2А-270/2022-4; от 14.04.2021 г. № 2А-66/2021-1, от 24.01.2024 г. № 2А-224/2024, от 12.10.2023 г. № 2А-2585/2023, от 22.11.2022 № 2А-802/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-290/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-271/2022-4, от 03.06.2024 № 2А-2401/2024, от 19.09.2024 № 2А-4249/2024, от 16.07.2024 № 2А-3002/2024
-Признать незаконным начисления:
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года(Документ – основание № 337385153-1 от 31.12.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 32 448 рублей.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года (Документ – основание № 337385160-1 от 31.12.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 32 448 рублей.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года (Документ – основание № 337385144-1 от 02.07.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 3 690 рублей 11 копеек.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года(Документ – основание № 337385142-1 от 02.07.2019 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 3 481 рубль 63 копейки.
-Штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации) КБК 18211605160010002140 – сумма 500 рублей.
-Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 28 682 рубля 43 копейки.
- Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 17 185 рублей.
- Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 16 286 рублей.
В обоснование заявленных требований Иванцова Е.В. указывает, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ямало – Ненецкому автономному округу в 2020 году обратилась в Новоуренгойский городской суд с иском к Иванцовой Е. В. о взыскании задолженности по налогу и пеням, а именно: о налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ: налог за 2018 год в размере 52 000 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 5 840 рублей, пеня в размере 12,07 рублей за период с 28.01.2019 г. по 04.02.2019 г., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ за расчетные период, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 26545 рублей, пеня в размере 54, 86 рублей за период с 28.01.2019 г. по 04.02.2019 года на общую сумму 84 451, 93 рублей. Впоследствии исковые требования налоговым органом были уточнены. Налоговым органом по результатам камеральной проверки были уменьшены исковые требования до 52 000 задолженности по НДФЛ за 2019 год, со сроком уплаты в 2020 году. Решением Новоуренгойского городского суда от 10 июня 2020 года данные требования были удовлетворены. Присужденная судом задолженность была погашена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 23 от 15.09.2020 года.
Решение вступило в законную силу.
Между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь, и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных правоотношений, поскольку в настоящее время Ответчик по встречному иску начисляет пени и штрафы на несуществующую задолженность. Все денежные средства со счета Истца по встречному иску арестованы, в связи с чем Истец по встречному иску лишен возможности своевременной оплаты налогов и сборов. В настоящее время на исполнении службы судебных приставов по Адыгейску и Теучежскому району находится 10 исполнительных производств по взысканию с Иванцовой Е. В. задолженности по налогам и сборам. Указанные приказы были вынесены в период с 2021 по 2024 годы, при этом о наличии судебных приказов. Вынесенных мировым судьей судебного участка № 4 судебного района города окружного значения Новый Уренгой Иванцовой Е. В. известно не было. О наличии взысканной задолженности стало известно только в 2024 году. Иванцова Е. В. обратилась в г. Новый Уренгой с заявлением об отмене судебного приказа и восстановлении срока на отмену судебного приказа, однако данные заявления были возвращены судом. С 2023 года Иванцова Е. В. зарегистрирована и проживает в Республике Адыгея. При обращении в налоговый орган, сотрудник пояснил, что налоговое дело было передано с ИФНС № 2 по ЯНАО уже с данной задолженностью.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для включения задолженности по налогу на доходы с физических лиц за 2018 - 2019 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2019 год, а также начисленных на них пеней в лицевой счет налогоплательщика, а затем в единый налоговый счет Иванцовой Е. В. Ввиду изложенного незаконны и действия административного ответчика по взысканию задолженности путем обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа без проведения камеральной проверки.
Такие действия налогового органа направлены на преодоление в обход требований нормативных правовых актов вступившего в законную силу судебного акта.
Согласно ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьей 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Также в материалы дела представлено решение Новоуренгойского городского суда от 10.06.2020 года, справка по состоянию расчетов по налогам и сборам по состоянию на 31.05.2020 года, платежные документы, подтверждающие оплату налогов и сборов.
Ссылаясь на указанное решение суда административный истец по встречному иску настаивает, что недоимка за 2019 г. у нее отсутствует, а задолженность за 2023 год исчислена неверно.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
В соответствии с ч. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим НК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023N 500 ”О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ в 2023 году" предусмотренные Налоговым кодексом РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ, в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности (далее в настоящей статье - индивидуальный предприниматель), в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласно с ч. 3 статьи 46 НК РФ Взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе - решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса.
В случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» осуществлен переход на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 263- ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах: сумма) неисполненных обязанностей физических лиц, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов; 2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая доводы административного истца (ответчика по встречному иску), возражения административного ответчика (истца по встречному иску), суд считает возможным удовлетворить требования встречного иска, частично.
В части возложения обязанности, отозвать из службы судебных приставов по г. Адыгейску и Теучежскому району судебные приказы: от 26.04.2022 г. № 2А-270/2022-4; от 14.04.2021 г. № 2А-66/2021-1, от 24.01.2024 г. № 2А-224/2024, от 12.10.2023 г. № 2А-2585/2023, от 22.11.2022 № 2А-802/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-290/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-271/2022-4, от 03.06.2024 № 2А-2401/2024, от 19.09.2024 № 2А-4249/2024, от 16.07.2024 № 2А-3002/2024, суд считает данное требование не подлежащим удовлетворению, так как приказное производство это упрощенная форма судебного решения, по бесспорным требованиям.
Факт признания незаконными требований (начислений) по налогам является основанием для подачи Иванцовой Е.В. заявления об отмене судебных приказов или их пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ИФНС России по Республике Адыгея к Иванцовой Елене Васильевне о взыскании недоимки по обязательным платежам отказать.
Встречный административный иск Иванцовой Елены Васильевны к ИФНС России по Республике Адыгея удовлетворить частично.
Признать незаконным включение в отрицательное сальдо ЕСН Иванцовой Е. В. сумму задолженности и пени по налогу на доходы с физических лиц за 2018 - 2019 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2019 год, транспортному налогу и налогу на имущество, а также начисленных на них пеней в лицевой счет налогоплательщика, а затем в единый налоговый счет Иванцовой Е. В.
- Признать незаконным начисления:
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года ( в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года(Документ – основание № 337385153-1 от 31.12.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 32 448 рублей.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года ( в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года (Документ – основание № 337385160-1 от 31.12.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 32 448 рублей.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года ( в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года (Документ – основание № 337385144-1 от 02.07.2020 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 3 690 рублей 11 копеек.
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года ( в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с января 2017 года по 31декабря 2022 года(Документ – основание № 337385142-1 от 02.07.2019 г.; КБК 18210214010060005160 – сумма 3 481 рубль 63 копейки.
-Штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации) КБК 18211605160010002140 – сумма 500 рублей.
-Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 28 682 рубля 43 копейки.
-Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 17 185 рублей.
-Налог на доходы физических лиц с доходов полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ КБК 18210102020010000110- сумма 16 286 рублей.
В удовлетворении требований о возложении обязанности по отзыву из службы судебных приставов по г. Адыгейску и Теучежскому району судебных приказов: от 26.04.2022 г. № 2А-270/2022-4; от 14.04.2021 г. № 2А-66/2021-1, от 24.01.2024 г. № 2А-224/2024, от 12.10.2023 г. № 2А-2585/2023, от 22.11.2022 № 2А-802/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-290/2022-4, от 26.04.2022 № 2а-271/2022-4, от 03.06.2024 № 2А-2401/2024, от 19.09.2024 № 2А-4249/2024, от 16.07.2024 № 2А-3002/2024 – отказать.
Обязать ИФНС России по Республике Адыгея произвести перерасчет сальдо ЕНС Иванцовой Елены Васильевны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение месяца.
Председательствующий А.Х.Чич
